12aprelya.ru
Женский журнал: Ваш юрист, миграция, красота, кулинария, магия и многое другое.

Сенсорное развитие детей раннего возраста: особенности, нормы, игры

Сенсорное развитие детей — это своевременное, правильное формирование у них таких систем, как зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Для разного возраста существуют свои нормы и определённый набор методик, с помощью которых можно развивать детей до необходимого уровня.

Так как данные системы являются непосредственной связью малышей с миром, очень важно уделять им как можно больше внимания. Это поможет подготовить любимое чадо к школе, а также облегчить общение и контакт с окружающими людьми.

Начинать сенсорное развитие детей раннего возраста нужно уже с пелёнок. В первые месяцы своей ещё неосознанной жизни малыши воспринимают мир с помощью обоняния и осязания, поэтому с 1 и примерно до 4 месяцев нужно делать упор именно на эти сенсорные системы. После 4 месяцев на первое место в развитии крохи выступает зрение. К полугоду нужно будет включить в занятия упражнения, тренирующие мелкую моторику. Для этого существуют специальные простые, но очень полезные методики.

Осязание:

  • в жизни новорождённого должен присутствовать постоянный физический контакт (тактильный) с мамой;
  • совместный сон;
  • выкладывайте кроху на разные поверхности — это может быть тёплое дерево, шёлк, хлопок, мех и другие материалы, на которые у него нет аллергии;
  • пальчиковые упражнения можно начинать уже после 3-ёх месяцев;
  • мама должна чаще носить его на руках или хотя бы в слинге;
  • совместные купания мамы и малыша.

Обоняние:

  • кроха до 1 года должен чувствовать естественный, натуральный запах материнского тела, поэтому женщинам не рекомендуется пользоваться парфюмом при тесном физическом контакте с малышом;
  • после 6 месяцев давайте детям понюхать приятные, нерезкие запахи.

Зрение:

  • не приближайте своё лицо близко к малышу в первые месяцы его жизни: это может спровоцировать развитие косоглазия;
  • показ белых, чёрных и однотонных предметов в 1–2 месяца;
  • демонстрация многоцветных, более ярких игрушек после 4-ёх месяцев;
  • изучение собственного отражения в зеркале;
  • наблюдение пейзажа за окном.

Слух:

  • беседы с разной интонацией голоса;
  • прослушивание приятной музыки, чтобы в ней звучали разные инструменты.

Вкус:

  • после полугода, когда начинается первый прикорм, нужно постараться максимально разнообразить рацион питания ребенка.

На данном этапе пока не предполагается сенсорное развитие детей раннего возраста через игровую деятельность: скорее, это больше демонстрация, изучение и наблюдение. А вот уже после 1 года формирование каналов восприятия крохи может планироваться непосредственно через игры.

Сенсорное развитие детей с 1 года до 3 лет — целенаправленное совершенствование их каналов восприятий, причём происходит это в очень ускоренном, интенсивном темпе, особенно в 2–3 года. Ведущей деятельностью на данном этапе является предметная: она направлена на изучение и овладение разными способами действий с яркими и самыми многообразными предметами.

Сенсорное развитие детей через игровую деятельность пока является только вспомогательным, хотя без неё в этом возрасте не обойтись. Особенностью данного периода является то, что все сенсорные системы развиваются не по отдельности, а в совокупности. Рекомендуется в этом возрасте предлагать детям следующие игры, предметы, упражнения:

  • овладение такими игрушками, как пирамидки, сортировщики, рамки-вкладыши, волшебные мешочки на запоминание текстуры;
  • малыш должен научиться за этот период снимать и нанизывать в пирамидке на стрежень кольца, различные по размеру;
  • вынимать из кармашков и вкладывать в них предметы, разные по величине;
  • устанавливать тождество любых предметов по величине и форме (уметь группировать их);
  • после изучения образцов различных материалов определять их текстуру, в частности — мохнатую, мягкую, гладкую, шероховатую;
  • знать две геометрических формы: квадрат, круг; два геометрических тела: куб, шар;
  • уметь указать по просьбе на нужную форму: круг — яблочко, квадрат — окошко;
  • самостоятельно тактильно исследовать фигуры;
  • к 3-ём годам узнавать на вкус основные продукты, отдавая каким-то определённым своё предпочтение;
  • танцевать под музыку.

Предметная деятельность на данном этапе является ведущей, так как оказывает огромное влияние на развитие личности и психику малыша. На следующей возрастной ступеньке сенсорное развитие нужно будет проводить прежде всего через дидактические игры.

Важную роль играет сенсорное развитие детей дошкольного возраста, так как нужно помочь им подготовиться к новому этапу в своей жизни — обучению. Здесь на первый план выходит уже игровая деятельность как самая занимательная и максимально эффективная. Причём это уже не овладение простыми игрушками, а ролевые и дидактические игры, направленные именно на формирование различных каналов восприятия.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста предполагает такие занятия, как:

  • «Сложи картинку» из геометрических фигур по образцу;
  • «На что похоже?»: найти предметы, по форме напоминающие круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, трапецию, овал;
  • «Украсим салфетку» узорами из геометрических фигур по предложенному образцу, дети учатся ориентироваться в пространстве (пока двухмерном), находя середину, низ, верх, правый, левый, нижний, верхний углы;
  • «Чего не стало?»: какие изменения происходят на картинке.

Постоянно тренируя все сенсорные системы детей, вы поможете им более точно воспринимать любую информацию о мире, формировать адекватное о нём представление. Такие игровые занятия будут способствовать развитию внимания, концентрации, музыкального слуха, тактильной восприимчивости, артистических навыков, цветоразличения.

Если детям раннего возраста обеспечить эффективное сенсорное развитие, они научатся с малых лет управлять собственными каналами восприятия, справляться со стрессами, расслабляться, когда это необходимо. Особенно полезны подобные игры и упражнения будут для нервных, легко возбудимых малышей.

Комментарии закрыты.