Главная » Ребенок » Как разговаривать с младенцем?

Как разговаривать с младенцем?

1 год – 3 года

Среди некоторых родителей бытует мнение, что с ребенком категорически нельзя сюсюкаться. Они берутся за воспитание и развитие с самого рождения малыша, поэтому и говорить его обучают целенаправленно, показывая, как правильно это делать, подталкивая к тому, чтобы он запоминал и проговаривал слова. Оправдан ли такой подход?

Как разговаривать с младенцем?

– Я бы начала с того, что есть и другая категория родителей – те, кто вообще не считают нужным разговаривать с ребенком, пока он сам не заговорит осмысленно и связно, рассказывает Марина Мелия, профессор психологии, автор книги Главный секрет первого года жизни и мама троих детей. – До тех пор малыш воспринимается, скорее, как объект ухода, который ничего не понимает. Поэтому родители позволяют себе говорить при нем о чем угодно, ругаться, смотреть любые передачи по телевизору, обсуждать его самого.

– А что на самом деле понимает младенец?

– Очень многое. И ему далеко не все равно, кто, как и о чем говорит в его присутствии. В своей книге Главный секрет первого года жизни я привожу результаты исследования, которые показывают, что ребенок слышит звуки еще в утробе матери, а едва родившись, узнает голос мамы и предпочитает речь другим звукам. И самое главное – он очень быстро начинает понимать то, что говорят ему взрослые, еще задолго до того, как начнет говорить сам. В этом ему помогают наши жесты, мимика, контекст ситуации. Например, мы обедаем, говорим малышу Открой рот – и он открывает рот.

Едва появившись на свет, младенец начинает активно тренировать свой речевой аппарат, часто используя голос как игрушку – визжит, бормочет, кричит, фыркает, пробует издавать звуки разной высоты и тембра. Нам кажется, он балуется, но на самом деле так он отрабатывает речевые артикуляции, у него развивается речевой слух. В этом плане первый год очень чувствительный – происходит масса вещей, подготавливающих ребенка к овладению речью. И ему не все равно, кто, как и о чем говорит в его присутствии.






– Выходит, мы должны быть ответственными за процесс и не позволять себе никаких сю-сю и ути-пути?

– Это не совсем так. Развитие речи происходит постепенно. Все мы знаем примеры, когда ребенок до двух-трех лет молчит, а потом внезапно выдает длинные стройные предложения. Это значит, что он долго копил свой капитал, запасался словами, осваивал пассивную речь, которая предшествует активной. Но откуда он возьмет этот запас слов? И каким он будет, если общаться с ним будет кто-то другой, а не мы? В этом смысле, конечно, от нас многое зависит.

Как разговаривать с младенцем?

Но я не согласна с тем, что разговоры с ребенком должны вестись исключительно на взрослом, правильном языке, иначе он всю жизнь будет коверкать слова. Все мамы, общаясь со своими малышами, интуитивно меняют свою речь: она становится более плавной, эмоциональной. Мама намеренно тянет звуки, искажает слова – а кто у нас такой большо-о-о-й?, холесенький вместо хорошенький и т.д. Такая манера говорить даже получила особое название – беби-ток (от англ. baby-talk – детский лепет). Зачем нужен беби-ток? Многие думают, что он только тормозит развитие ребенка, но это не так. С помощью беби-ток мама устанавливает контакт с малышом, учится его понимать, говорить с ним на одном языке. А уже потом, объединившись с малышом, она потихоньку тянет его за собой, переводит на более высокий уровень, говорит как со взрослым, и он, подражая маме, учится говорить правильно. Поэтому здесь есть определенный парадокс: нужно и сюсюкаться, и разговаривать с ребенком как с большим. И сюсюканье, которое кажется каким-то анахронизмом, на самом деле играет необычайно важную роль.



– Как еще мы можем помочь ребенку заговорить?

– Во-первых, мамам не нужно стесняться комментировать происходящее, даже когда они находятся с младенцами наедине. Когда мама одевает, купает малыша, гуляет с ним, для него хорошо, если она с ним разговаривает: Сейчас мама наденет на тебя комбинезон, и мы пойдем на улицу, Смотри, вот едет автобус. Понятно, что малыш не все поймет и запомнит. Это работа на опережение, которая невероятно полезна: ребенок вслушивается, привыкает к речи, пытается вникать, запоминать какие-то слова и интонации, а потом и имитировать речь. Это не значит, что надо беспрерывно загружать младенца информацией, превращаясь в радио, за звуками которого нет никаких эмоций и теплоты.



Во-вторых, для развития речи важно обращаться к ребенку непосредственно, глаза в глаза. Так любой человек воспринимает речь лучше, а маленький ребенок тем более. Плюс, когда мама обращается к малышу напрямую, он смотрит на ее лицо, подражает ее артикуляции, мимике и неосознанно учится правильно произносить звуки. В этом отношении не слишком полезным будет, если мы просто включим ребенку аудиокнижку, а сами будем заниматься своими делами. Как показывают эксперименты, такие прослушивания эффективны, только если они включены в живое общение ребенка со взрослым – то есть когда у малыша есть возможность видеть взрослого и наблюдать его реакцию.

В-третьих, необходимо стимулировать и поощрять попытки малыша говорить. В разнообразных звуках, издаваемых младенцем, в его лепете нам трудно разглядеть зачатки речи. Но чем больше мы будем обращать на них внимание, прислушиваться, радостно откликаться, демонстрировать ребенку желание его понять, тем быстрее они превратятся в полноценные слова и фразы.



В целом, главное, чтобы ребенок находился в питательной языковой среде – он должен слышать родную речь, разговоры взрослых. Вне этой среды речь не развивается – вспомним детей-маугли.

Американские психологи изучали, как родители разговаривают с детьми в течение первых трех лет, а потом продолжили наблюдать за этими же детьми во время их обучения в школе. Оказалось, что результаты тестов на словарный запас и понимание прочитанного напрямую зависят от количества слов, которые дети слышали в первые 30 месяцев своей жизни.

– Сегодня много говорят о том, что для развития речи полезна так называемая пальчиковая гимнастика. Так ли это?

– Да, и в этом нет ничего удивительного: области коры головного мозга, отвечающие за движения пальцев и за речь, находятся очень близко друг к другу. Поэтому сгибая и разгибая пальчики малыша, мягко массируя его ладошки, рассказывая при этом смешные ритмичные стишки (Этот пальчик – в лес пошел, этот пальчик – гриб нашел…, про сороку-ворону и т.д.), мама воздействует на эти области мозга и таким образом тоже стимулирует речевое развитие. И есть довольно много экспериментов, которые это подтверждают.



– Выходит, научить ребенка говорить можно не с помощью специальных занятий и упражнений, а благодаря непосредственному общению с ним, игре и даже сюсюканью?

– Да, и это эффективнее, потому что задействует эмоциональную сферу малыша, способствует близкому контакту мамы и ребенка, а значит, развитие происходит естественным образом. И главное – закладывается фундамент их будущего взаимопонимания. Именно сейчас, пока малыш еще не умеет говорить, мама находит с ним общий язык, чтобы потом понимать друг друга без слов.



Мне интересно все, что касается детских тем – уход, развитие, здоровье, психология, питание. Всегда искренне радуюсь, когда читатели пишут, что благодаря нашим статьям они узнали много полезного и нового!

О admin

x

Check Also

Сайт обо всем

Книги о чудесах и волшебстве

Дети 3-7 лет Книги о чудесах и волшебстве Середина декабря – волшебное время! Все вокруг напоминает о приближении Нового года, ...

Книги о России для детей

Дети 3-7 лет Книги о России для детей Как рассказать детям о красоте и величии нашей страны, ее многообразной природе ...

Книги о Рождестве: как показать чудо праздника детям

Дети 3-7 лет Чем развлечь малышей, какие сказки читать детям на ночь, как поддержать интерес к самым разным увлечениям ребенка? ...

Книги о любви: как показать мир чувств детям

Дети 3-7 лет Психологи всего мира советуют нам говорить детям о своих чувствах как можно чаще. А как быть, когда ...